Пандемия: тенденции отрасли

Пандемия: тенденции отрасли (обновлено 13.12.2021)

Якимец Валерий Григорьевич и Иванченкова Татьяна Александровна


Последние 2 года все мы запомним на всю жизнь. Работать в условиях пандемии до этого не приходилось ни нам, ни нашим коллегам пластическим хирургам, ведь предыдущая пандемия подобного масштаба – это эпидемия чумы в начале 20 века.

Как и большинство плановых хирургических вмешательств, пластические операции не были отменены. На протяжении всей пандемии они проводились практически в штатном режиме по всей стране. Но сказать, что ничего не изменилось в отрасли за последние 2 года и все идет свои чередом, просто невозможно. На наш взгляд, изменились некоторые ключевые и даже основополагающие моменты работы, чем мы и решили поделиться.


1.    Понятие “сезонность” заметно трансформировалось. Когда мы начинали свою деятельность как пластические хирурги, в отрасли все четко понимали что такое “сезон” – период с октября по апрель. И “не сезон” – период с мая по август. Со временем это стало меняться, и июль-август – время, в которое ранее все пластические хирурги уезжали в отпуск – у нас востребовано: пациенты готовы потратить летний отпуск на операцию и реабилитацию. Пандемия окончательно поставила точку: сейчас мы оперируем круглый год, со всплесками операций перед и после новогодних праздников. Таким образом, Россия перешла на формат Америки, Южной Америки и Европы, где понятия сезонности не существовало. 


2.    Форматы консультаций, операций, графики – вся организационная деятельность в нашей работе также заметно изменилась и продолжает трансформацию. Если раньше у хирургов было четкое понимание их графика на несколько месяцев (даже до полугода-года) вперед, то сейчас это невозможно. В данный период времени пациенты оперируются “здесь и сейчас”, т. к. никто из нас не знает, что будет через месяц, полгода, год. Более того, график операций и консультаций любого оперирующего хирурга настолько подвижен (из-за болезней пациентов, их родственников, из-за любого нового указа Правительства и т. д.), что предсказать, проведутся ли все операции на этой неделе – невозможно. Что уж говорить про месяцы или даже годы вперед.


3.    Работы становится меньше, поэтому работают лучшие представители отрасли. Это суровая правда: из-за перенасыщения рынка специалистами и из-за демпинга молодыми специалистами цен на базовые операции ситуация стала заметно меняться. Еще 15 лет назад провести увеличивающую маммопластику для пациентки было делом года, если не жизни, то сейчас на эту процедуру необходимо выделить всего лишь пару дней в графике и сравнительно небольшую сумму. Специалистов очень много, разнообразие цен велико, поэтому поток пациентов стал распределяться не по 10 хирургам, как это было 15 лет назад, а по сотням. Это привело к тому, что быстро стали возникать, но и быстро исчезать новые “звезды” хирургии. Каждый год появляется настолько большое количество новых специалистов с разным качеством работы, что на плаву удается оставаться лишь хирургам с истинными умениями, навыками, опытами и талантами. Молодым специалистам необходимо учиться становиться именно такими специалистами, то есть работать на долгую перспективу, а не на временный успех в Инстаграме*. На данный момент это понимают немногие, к сожалению.


4.    Развитие пластической хирургии в России перестало ограничиваться Москвой и Санкт-Петербургом. Пациенты могут уехать за сотни километров из родной Москвы на операцию. Это, опять же, похоже на функционирование отрасли пластической хирургии в Америке, где провести операцию в другом штате – совершенно нормальные и обычное дело. Россия идет по этому же пути, даже несмотря на большой процент закрытия клиник.


5.    Если говорить об изменении именно в хирургических протоколах или принципах нашей работы, то они тоже есть. 

Говоря о телоконтурирующих операциях, нельзя не отметить явное уменьшение среднего возраста как первичных, так и вторичных пациентов. Если раньше возраст 20+ был не редкостью, но менее популярным, сейчас же пациентов этого возраста очень много. И в этой связи невозможно не отметить огромное количество вторичных и третичных пациентов – в нашей практике всегда было много повторных корректирующих операций, но динамика явно растет вверх. Это является прямым результатом того, о чем было сказано в 3 пункте.

В омолаживающих операциях также заметно сместился вектор потребностей пациентов: тенденция на естественность достигла максимальной точки. Нас, как борцов за естественность форм, это не может не радовать. Если около 10 лет назад заметные признаки проведения омолаживающих операций на лице считались если не эталоном, то явно некоторым выделением пациента из массы. А сейчас это моветон. Именно поэтому методики эндоскопических омолаживающих операций претерпели сильные изменения, что сказывается как на травматизации тканей во время операции, так и на восстановительном периоде. Сейчас никто из наших пациентов не готов ходить 3-4 недели с лицом, увеличенного на 3 размера и синего цвета – это уже история.


Чтобы пообщаться с пациентами пластических хирургов, приходите к нам на форум

*запрещенная на территории Российской Федерации организация.


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

0 комментария

Возврат к списку

Продолжая пользование данным сайтом, я выражаю свое согласие Администрации сайта на использование и обработку файлов cookies. С Политикой конфиденциальности ознакомлен.