Пластические операции

Ринопластика: норма VS почерк хирурга (обновлено 23.03.2016)


Рассказывает пластический хирург Арбатов Вячеслав Витальевич:


Я много раз это делал… Просматривал и анализировал результаты хирургов-ринопластов (все! все, которые мог найти в интернете): подвергал их тщательному исследованию с целью вычленения сильных и слабых сторон.

Например, мне нравились спинки носа в фас у определенного доктора, и даже в профиль, но недоработка септального угла мешала ему добиваться, скажем так, лучших результатов. У другого хирурга, наоборот, прекрасное соотношение спинка-кончик, но высоко или плохо выполненная остеотомия в фас создавала неправильный и навязчивый треугольник, что делало нос «ринопластическим». У кого-то провисает колумела, у кого-то слишком низкая проекция спинки носа и т. д.


Фото разбитой спинки носа в фас – асимметричный треугольник.


Исследуя большое количество результатов, вы сможете сделать вывод, как у хирурга чаще всего получаются те или иные структуры носа. А значит, с большей вероятностью и в вашем случае может получиться именно такой типовой, стилистически-предсказуемый результат! 

Хирургический почерк – это галерея похожих образов, которую пациенты используют как инструмент эстетического анализа для выявления тенденций в ринопластике от того или иного доктор. А именно – реальные факты: линии, углы, траектории. Иногда – с приукрашенной версией событий от довольного пациента (когда результаты выкладываются в виде рассказа с фото), либо размещенные в сети доктором (без рассказа) – отобранные путем скрупулезного анализа, метко нацеленные на восприятие потенциальными пациентами.

А что здесь плохого, спросите вы, ведь каждый похожий результат (нос, грудь), даже умышленно продвинутый в интернете, действительно подчеркивает эстетические пристрастия оперирующего доктора и может трактоваться как «одаренный с избытком», так и «совершенно не зацепило»…


Было бы неплохо, если бы каждый хирург-ринопласт мог выcтупить не на «аборигенском» языке конференций (колумелла, супротип…), а доступным для не медиков языком. Еще лучше, если бы он вообще не выступал, а просто показал галерею работ, подтверждая обоснованность своих убеждений россыпью профилей и фасов и внятно, со всем имеющимся хирургическим достоинством, произнес: «Вот мой идеал! Я к нему стремлюсь на каждой операции! (естественно, каждая пациентка просит что-то свое; и поэтому они у меня такие разные… бла-бла-бла…)». И пускай пациенты, рассмотрев галерею под собственным углом зрения, сами решают, чье эстетическое видение и техническое мастерство достойны слюнявого обожания, а чье ширпотребно, словно куплено в универсальном магазине.

Еще один явный плюс такой демонстрации – выявление системных ошибок (лично для меня это инструмент профессионального тестирования), возможно, неумышленного повторения которых с абсурдным постоянством удалось бы избежать, пересмотрев свои технические, или, что проблемнее, эстетические ориентиры.

Итак, давайте направим поток ярко белого света на некий «модельный ряд» от такого-то доктора и попытаемся его проанализировать.


Профиль в ринопластике. Идеальный профиль в ринопластике – понятие широко обсуждаемое, что объясняется разномастностью компании обсуждающих, опирающихся в своих суждениях лишь на разумность своей эстетической квалификации (это все равно, что спорить о цвете океана). Как договориться, учитывая определенную долю снобизма договаривающихся? Надеюсь, цифры помогут – с помощью математического анализа! Даже если некоторым идея покажется «несъедобной», ее можно будет измерить, проверить, опровергнуть, да и вообще подвергнуть многосложной рифмовке.

Хочу напомнить, что еще в далеком 1954 году хирург Cotte вывел «носовые индексы», которые измерял по следующей формуле: ширину спинки носа умножал на 100 и делил на длину носа (для европеоидов индекс ниже 61, для негроидов 65-80, для монголоидов 61-65).

Спинка носа в профиль – линия, представляющая собой множество точек, в которых находился, находится или будет находиться взгляд смотрящего при своем перемещении в пределах этой самой спинки носа, от корня носа до его кончика. Форма этой линии определяет конкретный профиль пациента и является ключевой позицией в формировании хирургического почерка.

Форму спинки носа можно описать, используя следующие математические характеристики:

1. Носогубный угол – угол между колумеллой (ну никак мне не обойтись без птичьего языка!) и верхней губой, а точнее фигура, образованная всеми точками плоскости, заключенными между линией колумеллы и линией, идущей от нее до верхней губы.

Носогубный угол может быть различным, от 50 до 130 градусов. «Зеленой зоной» для девушек является 110-115 градусов, для мужчин – 90-105. Увеличение носогубного угла приводит к укорочению длины носа в целом, что очень важно при выполнении уменьшающих ринопластик.

2. Профильный или носолобный угол – угол между носовыми костями и лбом, от 0 до 90 градусов. Обычно колеблется в пределах 20-30 градусов (все почему-то вспоминают Венеру Милосскую, у нее 21.5).

3. Индекс кончика носа – ширина крыльев носа на уровне верхнего края ноздрей, умноженная на 100 и поделенная на ширину крыльев носа в месте их наибольшего расширения (для европеоидов норма 60-75, для азиатов – 75-80, для негроидов – 80 и выше).


Ряд эстетически важных характеристик красивого носа предложил И. А. Фришберг (комментарии не стремятся к абсолютной доброте, но, надеюсь, они хотя бы умеренно тактичны):

1. «Корень носа находится на одной линии с кожной складкой верхних век». Мне кажется, постулат интуитивно правильный, но, безусловно, спорный! Не скрою, вряд ли мне бы понравилось лицо девушки, корень носа которой начинался бы выше и уж тем более ниже уровня верхних век, скорее это вариант осложнения после ринопластики – избыточно удаленной костной части горбинки.

2. «Спинка носа прямая, со слегка выделяющимся кончиком носа, который является самой высокой точкой на спинке». Среди разогретой постоянными тренировками хирургической публики (и читателей в теме) это высказывание правильно, но звучит как-то по-детски! Проекция кончика носа должна быть немного выше проекции спинки носа, разница в проекциях определяет «курносость» и степень «прогибаемости» носа в профиль (условно можно выделить проекцию кончика носа к спинке как: акцент на кончике носа, прогиб легкой, средней степени и выраженный).

3. «Колумелла должна быть ниже края ноздри и параллельна ей». Насчет ниже – да! Но вот насчет параллельна я не очень-то согласен. Постараюсь пояснить. Если стремиться к укорочению носа как к моно-операции, возможно, такой рельеф кончика носа снизу был бы оправдан, но если судить по желаниям большинства пациенток, то им нужно не только укоротить нос, но и ротировать. (Ничего общего со словом рот этот глагол не имеет, развернуть кверху).

4. «От корня к основанию нос спускается в виде плавной изогнутой линии». Опять же, слишком общо…

5. «Кончик носа четко контурирован и может иметь небольшое уплощение». Несмотря на первоначальное подозрение к этой нечеткой формулировке, я с ней согласен.

6. «Все части носа переходят одна в другую без резких границ». Ну а как еще они должны переходить?

7. «При поднятом подбородке форма носа приближается к треугольной». Вот тут не поспоришь!!!

8. «Ноздри при этом положении имеют яйцевидную или каплевидную форму и вклиниваются своей узкой частью в вершину треугольника основания». Информационно – да, но «яйцевидная или каплевидная» форма ноздрей… Нет уж, такое вольготное обращение с анатомо-ювелирными образами при описании формы ноздрей меня никак не может устроить. И еще, мне правда непонятно, при чем здесь яйцо или капля (тем более, что капля вообще-то круглая или шаровидная).


Каждый хирург, что называется, возделывает свои поля… и стремится к своему внутреннему идеалу красоты и изящества. Смысл продвижения почерка – вызвать «хватательный рефлекс», продвигая, пример за примером, свой «рекламный образ» (как Дэвид Ганди для Долче&Габбана). Это своего рода лимитированная серия от доктора, отражение его ощущения гармонии, красота его собственной выделки, то, чему он отдает предпочтение, фирменный стиль, как улыбка Джейн Биркин…

Но техника выполнения того или иного приема меняется, и это именно сейчас хирург Х. делает вот такие спинки носа и вот такие кончики, однако со временем его результаты будут выглядеть по-другому. Возможно, лучше чем сейчас, возможно – нет, но точно по-другому.

Если считать все мои рассуждения непонятными и аномально-пристальными (хотя я стараюсь анализировать, тестировать, крутить в центрифугах собственного мозга и подвергать язвительно-разъедающей радиации все свои операции), то гораздо проще можно сказать так. Если хирург владеет хорошо одним приемом и у вас превалирует именно эта проблема  (например, срезанием горбинки, а у вас костно-хрящевой горб носа), ловите момент и оперируйте у него то, что лучше всего он умеет оперировать. Возможно, со временем он изменит свой стиль…

«Лимитированная серия» от доктора Арбатова:













0 комментария

Возврат к списку